Интервалы.

размещено в: Теория музыки | 0

Количество ступеней в интервалах:
1 — прима
2 — секунда
3 — терция
4 — кварта
5 — квинта
6 — секста
7 — септима

Любой музыкальный интервал имеет 2 звука.  Любые две ноты образуют интервал. Например: «До — Ми». Это интервал, то есть расстояние между звуками. Расстояние можно измерить шагами (это будет приблизительное расстояние) или более точно и правильно — измерениями (сантиметр, метр и так далее). В музыке принято измерять приблизительное расстояние от ноты до ноты не шагами, а ступенями. Для того чтобы очень быстро определить интервал необходимо посчитать сколько ступеней (шагов) в него входит. Например, посчитать расстояние от «До» до «Ми». Сначала «шагами-ступенями» — «До» — раз, «Ре» — два, «Ми» — три. Мы сделали 3 шага, считаем всё, что проговариваем. Значит это терция. Когда мы учились считать в математике, мы загибали пальчики. Здесь необходимо делать тоже самое, считать на пальчиках.  Потренируемся еще раз. Для примера возьмем два звука — «Ми бемоль» и «Ре бемоль». Получился широкий интервал. Сначала посчитаем ступени, не берем во внимание бемоли.  Итак, загибаем пальчики и считаем.  «Ми», «Фа», «Соль», «Ля», «Си», «До», «Ре». Мы прошли семь ступеней. Значит интервал септима. Это приблизительное определение интервала. Теперь более точное
будем измерять «миллиметрами-сантиметрами«. В музыке это называется полутон (п) и тон (т). Результат посмотрим по таблице, данной ниже.

Количество тонов:
ч1  (чистая прима)        
м2  (малая секунда)      п
б2  (большая секунда)  1т
м3  (малая терция)       1,5т
б3  (большая терция)   
ч4  (чистая кварта)       2,5т
ч5  (чистая квинта)       3,5т
м6  (малая секста)        
б6  (большая секста)    4,5т
м7  (малая септима)     
б7  (большая септима) 5,5т
ч8  (чистая октава)       

Итак, расстояние «Ми бемоль — Ре бемоль» измерим более точно. (Черные клавиши вы можете называть так, как вам нравится, это не меняет суть. Например, «Фа диез» можно назвать «Соль бемоль»).
ми бемоль-ми  — полутон
ми-фа               — полутон
фа-фа диез      — полутон
фа диез-соль    — полутон
соль-соль диез — полутон
соль диез-ля     — полутон
ля-ля диез         — полутон
ля диез-си         — полутон
си-до                  — полутон
до-ре бемоль    — полутон

Добрались!!!! Складываем все полутона и получаем 5 тонов, малую септиму. Удобнее сразу считать тонами, так быстрее. Посмотрите, пожалуйста, видеоурок — «Тон. Полутон«.
Если мы посмотрим на таблицу определения количества тонов, то увидим некоторую закономерность. Каждый последующий интервал появляется через полутон. Только между чистой квартой и чистой квинтой — это расстояние 1 тон. Между этими интервалами помещается тритон, т.е. интервал, который содержит три тона.
Для того чтобы быстро и легко выучить таблицу, запомним следующим образом. Для начала выучим чистую октаву, в ней 6 тонов. Затем, рядом стоящие большую и малую септимы, соответственно — 5,5 и 5 тонов. Следующий шаг для запоминания — кварта и квинта. Между ними «живет тритон», следовательно, в чистой кварте на полутон меньше — 2,5т, а в чистой квинте на полутон больше — 3,5т. Далее от чистой квинты запоминаем сексту и, напоследок, секунды и терции.